Профессия пилота как никакая другая окутана дымкой романтики и высочайшим престижем. Вслед за мечтами о белоснежном кителе и серебристом крыле появляются мысли о том, как стать пилотом, что для этого нужно, и какая зарплата у пилотов. Хотя даже среднюю сумму заработка назвать сложно — она зависит от нескольких факторов.
От чего зависит зарплата гражданского пилота
Из них три самые весомые:
- тип воздушного судна;
- должность: первый пилот (командир воздушного судна), второй пилот, бортмеханик;
- опыт работы, который измеряется в часах, проведенных в небе за штурвалом.
Технические данные всех моделей самолетов сильно различаются между собой, и для безопасной работы от пилота требуется знание машины и умение управлять ей. На практике за каждым пилотом отдельный борт не закреплен. На каком самолете и куда он полетит, летчик узнаёт только перед вылетом.
Самая высокая заработная плата у КВС — командира воздушного судна. Второй пилот получает на треть меньше, и еще ниже оплата работы бортмеханика.
Опыт работы тоже имеет значение при начислении зарплаты. Количество часов налета подсчитывает каждый летчик, так как это главный показателей соответствия должности и класса служащего авиалиний.
Требования к кандидатам на должность пилота
Чтобы стать первым пилотом, требуется опыт, необходимые знания и отменное здоровье. Претендент на такую должность обязан быть эмоционально устойчивым, уметь быстро принимать решения и слаженно действовать в любом коллективе. Также каждый член экипажа должен знать английский язык, на котором общаются все диспетчеры международных авиалиний.
Право управлять воздушным судном дает специальный документ — летное свидетельство. Различают три категории прав на управление самолетом:
- для частных перевозок;
- для коммерческих полетов;
- для линейных авиалиний.
Каждую последующую категорию присваивают постепенно, начиная с частных авиалиний. Поэтому стать даже вторым пилотом пассажирского самолета в крупной авиакомпании можно, уже имея достаточное количество часов налета сначала на грузовых, а потом на небольших местных авиалиниях. Для получения должности КВС претендент должен определенное время отработать вторым пилотом.
Аэрофлот — это лидирующая российская компания по авиаперевозкам. Для уверенности в квалификации своих сотрудников она открыла собственную летную школу. В ней проходят обучение все курсанты, которые прошли конкурс на должность пилота.
Средний заработок пилота пассажирского самолета в России
Зарплата у командира воздушного судна самая высокая из всех членов экипажа. В среднем по стране она превышает 200 тысяч рублей. В разных авиакомпаниях доходы КВС тоже разнятся. У крупного авиаперевозчика зарплата всегда будет выше, нежели у местных авиалиний. Например, в Аэрофлоте первый пилот получает ежемесячно не менее 400 тысяч рублей. В 2018 году из-за нехватки кадров заработную плату пилотам решено увеличить. В среднем у КВС она составляет 650 тысяч рублей.
У второго пилота зарплата ниже, чем у его командира. Но повышение коснется и его, и заработок подрастет до 350 тысяч рублей в месяц.
Доход бортмеханика еще на порядок ниже, соразмерно степени его ответственности за исправность работоспособности всех бортовых систем.
Сколько получает летчик в США и Европе
Одна из ведущих авиакомпаний Америки, Delta Air Lines, платит своим сотрудникам гораздо больше. На первом году работы пилот авиалайнера А320 в США получает более 200 долларов в час.
Финский авиаперевозчик Finn Air выплачивает первому пилоту поменьше — около 4,5 тысячи евро в месяц. Однако в качестве компенсации компания предоставляет сотруднику в личное пользование автомобиль и дополнительное денежное вознаграждение в 700 евро.
В Турции первый пилот зарабатывает еще на тысячу евро меньше, но в целях компенсации инфляции пилотам каждые три месяца выплачивают еще 2,5 тысячи.
Самые высокие заработки имеют китайские пилоты. Командир лайнера А320 получает в пересчете на доллары не менее 14 тысяч в месяц, а у пилотов грузовых Boeing B747 годовая зарплата доходит до 250 тысяч долларов.
В компаниях-лоукостерах заработки пилотов скромнее. В среднем командир воздушного судна зарабатывает 110 долларов в час, если не учитывать конкретную модель самолета. Налетав 70 часов, пилот получает премию в размере 7,7 тысячи долларов.
Привилегии, льготы и бонусы для пилотов
Каждая авиакомпания вдобавок к высокой зарплате определяет для летчиков обширный соцпакет, включающий различные бонусы и льготы. Делается это для привлечения на работу опытных пилотов и удержания своего летного состава от заманчивых предложений конкурентов. Например, в Аэрофлоте для привлечения пилотов действуют разовые выплаты при устройстве на работу. Первый и второй пилоты получают вознаграждение в размере месячного заработка. Ежегодный оплачиваемый отпуск у летчиков составляет 70 дней.
По сравнению с европейскими отпусками эта цифра более чем в два раза выше. Также Аэрофлот предоставляет многочисленные льготы за содержание детей в детских учреждениях, оплату жилья, транспорт. Сотрудники имеют право на льготные авиабилеты и надбавку к пенсии. Авиакомпания следит за состоянием здоровья своих сотрудников: предоставляет путевки в санатории, оборудует спортивные площадки и тренажерные залы.
Кроме того, ведущий российский авиаперевозчик ежегодно индексирует заработную плату с ростом инфляции.
Даже по скромным подсчетам пилоты гражданской авиации зарабатывают много. Однако не стоит спешить завидовать тем, кто ежедневно поднимает стальные машины в небо. Профессия пилота – самая тяжелая и ответственная. Каждый раз, заходя в кабину самолета, пилот становится ответственен за жизни пассажиров, экипажа, а любая ошибка может стать фатальной. К тому же очень часто пилоты – одинокие люди, у которых нет времени на полноценное общение в кругу семьи.